О происхождении японцев
ᅠ Канал "Комнатный рыцарь" в описании своего видео об истории феодальной Японии на «Пикабу» написал следующее: "загадка этногенеза японской нации до сих пор не раскрыта". Подобное мнение встречается довольно часто. Но так ли всё туманно?
ᅠ Люди попали на территорию современных Японских островов в палеолите. Есть все основания полагать, что Хоккайдо тогда был соединён с материком удобным перешейком. Примерно с 14 000 г. до н.э. начинается долгая эпоха Дзёмон, названная по керамике со шнуровидными узорами. Позже появляются глиняные фигурки догу (гуманоиды, животные). Эту эпоху обычно делят на зачаточный, ранний, средний, поздний и финальный периоды. Население — охотники-собиратели, которые начали выращивать сою, бутылочную тыкву, коноплю, персик для своих нужд. Резкое похолодание после 1500 г. до н.э. нанесло удар по жителям Японии времён позднего Дзёмона и привело к сокращению населения.
ᅠ Везде, кроме Хоккайдо, на смену Дзёмону приходит Яёи (Yayoi), новая земледельческая культура c технологией выращивания риса (ок. 300 г. до н.э. – 300 г. н.э.), названная в честь памятника недалеко от Токио. С 300 г. по 538 г. Выделяется Кофу́н («период курганов»).
ᅠ Естественно, картину заселения помогла восстановить генетика. Я позволю себе опустить более ранние труды и рассмотреть ирландско-японскую работу "Древние геномы указывают на 3 источника происхождения японских популяций" ("Ancient genomics reveals tripartite origins of Japanese populations"). Опубликованная в сентябре 2021 года, она добавляет к уже известным данным результаты исследования 12 индивидов с Японских островов во временном промежутке в восемь тысяч лет. Впервые изучены 9 индивидов периода Дзёмон и 3 — Кофун.
ᅠ Судя по выводам учёных, протодзёмоновцы отделились от материковых охотников-собирателей в промежутке от 15 до 20 тыс. лет назад и были близки к культурам Китая и Индокитая (Хоа-Бинь). Затем они заселили острова и попали в очень длительную изоляцию. Многие женские и мужские линии дзёмоновцев закономерно сохранились среди японцев.
ᅠ «Рисоводы» Яёй пришли из северо-восточного Китая и незначительно разбавили местных. А вот период Кофун случилась значительная миграция людей из бассейна Хуанхэ, к которым близки современные китайцы (хань). Китайское культурное влияние на японскую культуру позже усилилось, но уже не сопровождалось массовыми миграциями.
ᅠ На представленном на картинке графике современные японцы ближе именно к кофуновцам и к китайскому северу и востоку. Дзёмон и Яёй чуть поодаль. Вот и всё. В 2019 году коллектив под руководством учёных Hiromi Matsumae и Patrick Savage опубликовал работу, в которой народы севера Восточной Азии сравнивались по различным показателям: генетике, лингвистике, народной музыке. В генетическом плане японцы оказались близки к корейцам, а ещё продемонстрировали отдалённую близость с айнами. Любопытный анализ народной музыки по ритму, строю показал близость корейцев и японцев по сравнению с коряками, чукчами и т.д.
ᅠ С момента появления сравнительной лингвистики японский пытались связать со всеми известными языковыми объединениями мира. На сегодняшний день подтверждена лишь связь с корейским: их грамматический строй близок, хотя фонетика довольно далека. Московская школа лингвистов-компаративистов относит японский язык и его диалекты, наряду с корейским, в алтайскую макросемью, где также присутствуют тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки (Kassian et al., 2021). Иные исследователи также отмечают вклад австронезийских языков (коренные тайваньские, малайско-полинезийские и филиппинские языки).
ᅠ Кстати, встречается мнение, что исторические айны (к настоящему моменту они сильно смешались с японцами) — на 100% население дзёмон. Исторический ареал формирования культуры айнов в Японии — это в основном Хоккайдо и север Хонсю. Высказываются обоснованные сомнения, что они НЕ жили южнее региона
Тохоку, зоны активного контакта с японцами или народом ямато, а более южные дояпонские топонимы не связываются с айнским языком в силу того, что он сам принесён миграцией на север. Но тут точку пока ставить рано.
ᅠ Первое айнcкое население, вероятно, возникло от слияния Охотской культуры, сформированной выходцами из бассейна Амура и окрестностей, и позднедзёмоновским населением культуры Сацумон. Причём аутосомный вклад дзёмоновцев приближается к 50%. Перспективное направление антропологии (dental anthropology), а также палеогенетический анализ айнов Хонсю показывает некую близость айнов к дзёмоновцам. Но также у народа айну отмечается вклад чукотско-камчатских популяций и палеосибирская примесь, в составе которой могли быть антропологические европеоиды.
#Коберницкий@catx2
#Заметка@catx2